Неофициальный сайт села Байгильдино Нуримановского района Республики Башкортостан

Точное время
Меню сайта
Погода
Счетчик


...


Судьбы храмов что людские
 
Культовые учреждения - в услови­ях нашего края это мечети и церкви - издревле служили центром духов­ного общения, духовного единения, духовно-нравственного очищения населения. Само их появление ­продукт коллективизма, общего труда, стремление к взаимопони­манию, взаимоуважению, жить по канонам, ниспосланным Всевыш­ним. Ведь они возводились всем миром, на народные средства - до­бровольные пожертвования если не всех, то большинства прихожан, и находились на балансе общена­родного достояния.
Не вдаваясь в подробности о формах, методах и содержании ра­боты культовых учреждений и дея­тельности священнослужителей, отметим, что они старались исполнять свою миссию по мере своих возможностей, по мере социально­-бытовых условий и общественно­-политических ситуаций. Наряду с несением в народ много положи­тельного, в их деятельности, гово­ря казенным языком, имели место и негативные явления. Но об этом судить не нам, живущим в 21 столе­тии, Бог им судья.
Как свидетельствует документ, хранящийся ныне в Центральном Государственном архиве Республи­ки Башкортостан, к началу 20 века в нашем крае (считайте: районе, куда входили десятки населенных пунктов, позднее отошедших в со­седние Иглинский, Благовещенский районы - (прим. автора) насчитыва­лось 26 мечетей, 1 молельный дом и 4 церкви. Если численность мече­тей, указанных в документе, не вы­зывает особых сомнений, то церк­вей - есть место для раздумья. Но об этом чуть позже.
Мечети в основном были постро­ены в 1890-1910 годах в деревян­ном исполнении. Общая площадь (объем) и их количество зависели от величины населенных пунктов ­от 110 до 200 кв.м.
Самые большие мечети находи­лись в с. Байгильды - 144 кв. м. 1900 года постройки, в первой ма­халле (приходе) с. Нимисляр - 200 кв. м (1890 г.), д. Старый Исай -180 кв. м. (1902 г.), 1-ый и 2-й махаллах с. Новокуль (1895 и 1890гг.), во 2-й махалле с. Старокуль (1900 г.), с. Красная Горка (1895 г.), д. Баш-Ши­ды (1895г.) - по 200 кв. м. В селе Ни­мисляр в двух махаллах функцио­нировали 2 мечети, в с. Старокуль и Новокуль - по 2, в нынешнем се­ле Красная Горка - 3 мечети (в Че­баклах, Кызылъяре, Кушнарате).
Христиан обслуживали право­славные церкви в с. Никольском, она была самой объемистой - 450 кв. м (1906 г. постройки), д. Каргын нынешнего сельского поселения Байгильдинский сельсовет, в селах Маркелово и Дуванейка соответст­венно бывшего Усаклинского и Ду­ванейского сельских Советов, дей­ствовал молельный дом в д. Иль­инка близ с. Красный Ключ. Под по­кровительством этих культовых учреждений находились вероиспове­дующие близлежащих населенных пунктов, больших и малых, коих было немало в то время. Скажем, церковь д. Маркелово регулярно посещали и справляли религиоз­ные обряды православные д. Воз­несенка, Усакла, Терекла, Чисто­поль, Казанка, Шубино. По расска­зам старожилов известно, что дей­ствовали молельные дома в с. Ни­кольском, куда в основном ходили староверы, их местонахождение они держали в секрете, а также в рабочей зоне бывшей бумажной фабрики с. Красный Ключ.
Чандарцы справляли богослуже­ние в церкви д. Дуванейка, в д. Эманино, что на правом берегу ре­ки Караидель, напротив с. Чандар.
Все эти духовные заведения, по велению властей, в 1931-39 годах были закрыты, а точнее - преданы анафеме. И скорбно то, что вопре­ки желаниям населения. Их уже ожидала иная судьба, иная служба - служба новой власти в виде школ, клубов, правлений колхозов, скла­дов. Например, центральная мечеть с. Красная Горка в 1932 году стала районным Домом культуры, в 1950-ых годах перекатана под ки­нотеатр.
Незавидная судьба была уготова­на Чебаклинской мечети: в ней с 1933 года располагалась началь­ная школа, затем ее превратили в общежитие и жилье для малосе­мейных, далее она сменила про­филь - стала объектом для снабже­ния запасными частями и ремонта легковых автомобилей, пока пожар не уничтожил ее дотла.
Старшее поколение д. Старый Исай хорошо помнит двухэтажное красивое здание мечети на самом видном месте деревни. Минарет ее был скинут в 1933 году молодеж­ным активом того времени, 2-й этаж до середины 50-х годов служил культурным очагом - клубом, а 1-й этаж - зернохранилищем зимой, а летом - под сельский клуб, на этой должности служила она до 21 века, а сегодня стоит чуть подальше от своего первоначального пристани­ща, как немой свидетель и жалкая память давно минувших лет.
В перекатанном двухэтажном здании мечети д. Баш-Шиды с 1933 года учили детей начальной шко­лы, затем - семилетней, позже сде­лали из него квартиру для учите­лей, в мечети первой махаллы с. Нимисляр с 1933 года учили детей в начальной, с 1935 - семилетней школы, впоследствии превратили ее в школьный интернат, здание второй махаллы того же села в 1953 году пополнило местную шко­лу в качестве нескольких классов.
Примерно таким же образом отслу­жили свой век и ушли в небытие и остальные религиозные храмы, в том числе и церкви. При загадочных обстоятельствах в 1975 году сгорела красивая, как говорят старожилы, с большими железными воротами, 4­-мя крылечками, окруженная акация­ми, цветами и зеленью церковь в с. Никольском, с 1933 года служившая сельским клубом. Горел клуб мед­ленно, при полном народе, собрав­шемся на сход или совещание, но спасти его не удалось. В № 8 за 2000 год газеты для всей семьи "Неделя" был напечатан ряд материалов под рубрикой "Очевидное невероятное", где жители села Никольское, пожи­лые и молодые, рассказали о той местности, где стояла церковь-клуб, которая таит в себе множество тайн, именно там по непонятной причине случаются пожары, гибнут люди, светятся в темноте глаза. Газета вы­водит резюме, что загадочные исто­рии, которые случаются в этом за­колдованном месте, возможно, свя­заны с разрушением Божьего храма, строительством клуба и сельсовета на базе церкви.
Маркеловская церковь была ра­зобрана и вывезена в районный центр в 1935 году.
До середины 2001 года не все бы­ло ясно о функционировании церк­ви в д. Ишембет. Сегодня той дерев­ни на карте района нет, жители разъехались кто куда. При встрече с жителями д. Казнаташ и Новый Суб­ай, будучи в командировке с представителем республиканского об­щества охраны памятников архитек­туры, истории и культуры, мы не ус­лышали однозначного ответа на во­прос о том, была или нет в деревне церковь. И вот перед нами воспо­минания нашего земляка Мозжери­на Василия Ивановича, профессо­ра, доктора ветеринарных наук, чле­на-корреспондента АН РБ, заслу­женного деятеля науки РБ. Воспоминания приводятся ме­стами дословно и в изложении (прим. автора).
- Семья моего деда, Боброва Федора Ларионовича, пишет В.И.Мозжерин, - в начале 20 века закупила землю у башкир-вотчин­ников. Приехало сюда полдеревни Зу­ево и много крестьян из других де­ревень Бирского уезда. Они и яви­лись основателями деревень Ишембет, Казнаташ, Ново-Михай­ловка, создали коммуну и построи­ли в д. Ишембет деревянную цер­ковь. - "Дед стал старостой этой церк­ви - вел денежные дела, был писа­рем и организатором певческого хора", - сообщает Василий Ивано­вич.
Далее он рассказывает о судьбе деда и родственников в годы кол­лективизации. После раскулачива­ния семья Мозжериных и деда ока­залась в Архангельском районе. "По возвращении обратно в дерев­ню Ишембет, вспоминает В.И.Мозжерин, - церковь в селе бы­ла закрыта и занята под зернос­клад". По просьбе прихожан Ф.Л.Бобров попытался ходатайст­вовать перед властями в Уфе вновь открыть церковь на селе, но получил отказ. Инициатива оказа­лась наказуемой - Ф.Л.Боброва арестовали и по статье 58 поста­новлением "тройки" НКВД БАССР от 29 ноября 1937 года приговори­ли к расстрелу. 27 января 1938 года приговор был приведен в исполне­ние, Ф.Л.Бобров реабилитирован в январе 1989 года.
Итак, у нас есть все основания полагать, что в нашем крае дейст­вовали, кроме молельных домов, 5 церквей. К 1940 годам все культо­вые учреждения в районе прекра­тили свое существование. Вопреки недовольству и желаниям населе­ния, не говоря уж о священнослу­жителях. Еще ужаснее стало то, что разрушение церквей и мечетей сопровождалось массовыми гоне­ниями и репрессиями в первую очередь священнослужителей. Это понять нетрудно. Ведь организаци­онные мероприятия религиозного просветительства держались на них, и в их лице новая власть виде­ла одного из ярых противников пе­реустройства общества по больше­вистски.
Первой жертвой произвола стал 64-летний мулла с. Новокуль Галяутдин Камалетдинов, один из просвещенных и уважаемых людей села. Ему поставили в вину антисо­ветскую агитацию и пропаганду. И по статье 58, п. 10 Уголовного Ко­декса арестовали 14 апреля 1931 года и определили меру наказания - 10 лет ссылки. В тот же день был арестован другой мулла из той же деревни Мирсаит Рахимов и от­правлен в ссылку на 10 лет. На 5 лет лишился свободы мутавали (финансист при мечети) близкий родственник Мирсаит-муллы Габ­дулла Рахимов. Поводом гонения их служило только то, что они от­крыто выражали несогласие с по­литикой ликвидации Божьих хра­мов.
В полную мощь закрутились жернова репрессий против "врагов народа", в том числе священнослу­жителей в 1937-1938 годах.
Как известно, в целях ускоре­ния и быстрого избавления от ина­комыслящих и инакоделающих, то бишь "врагов народа" в конце 1936 года по инициативе шефа НКВД СССР Ежова были организованы "двойки" и "тройки" для судов на местах. Возможно, таким образом хотели власть предержащие ре­шить вопрос освоения Севера, Си­бири и Дальнего Востока, постав­ляя туда дешевую, а то и дармо­вую рабочую силу за счет много­численных заключенных. Конечно, это лишь версия, но и она имеет право на существование.
Отметим, что основной политиче­ской статьей тогда была 58 из 14 пунктов, 10 из них были "расст­рельными". Скажем, пункт 1 - это антиправительственный заговор, а пункт 10-антисоветская агитация и пропаганда. Причем, приговоры по 58-й статье обжалованию не под­лежали.
В приговорах репрессированных священнослужителей из нашего района (приговоренных только "двойками" и "тройками", а не суда­ми разных уровней, коих тоже было немало. Прим. автора) прослежи­вается неизменная закономер­ность - присутствие статьи 58.
 
Г.Хазиев
«Краснгый Ключ» № от 05.06
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Праздники
Праздники России
Алмаз Насретдинов   © 2024    Рафаэль Насыров
Бесплатный хостинг uCoz