Неофициальный сайт села Байгильдино Нуримановского района Республики Башкортостан

Точное время
Меню сайта
Погода
Счетчик


...


От прошлого в настоящее
 
Облик деревни Ишмуратово год от года ме­няется в лучшую сторону буквально на глазах. Появляются добротные жилые дома, благоуст­раиваются улицы, палисадники, дворы. Недав­но распахнул свои двери новый магазин. Со­временный стиль придало деревне еще одно красивое здание - социально-культурный центр, построенный в этом году по президентской про­грамме. В нем разместилась и школа, где сего­дня обучается 35 детей и где десять учителей работают над реализацией учебной программы духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиций и обычаев башкирского на­рода. Школа была и остается культурным цент­ром деревни, поэтому и неудивительно, что жи­тели дружно и активно участвуют в ее жизни. Являясь очевидцем происходящих перемен и радуясь им, невольно оглядываешься назад, в прошлое полуторовековой давности, когда на месте нынешнего Ишмуратово стоял глухой, не­проходимый лес, а на небольшой его поляне ­единственный домишко, построенный Ишмура­том Ишбулатовым из Старокулево. Он и явился основателем нашей деревни, жизнь которого подробно описана в альбоме-летописи "Исто­рия деревни Ишмуратово". Его составителем стала еще в молодые годы ветеран педагогиче­ского труда Р.Г.Мингазова при содействии тог­дашних опытных учителей Н.Д.Бадретдиновой и М.3.Хафизовой.
... Примерно 7-8 лет Ишмурат Ишбулатов про­жил с семьей особняком. Затем к нему присое­динились братья Ситдик и Садык. Отсюда и на­селение почти на 80 процентов состоит из по­томков этих трех родов.
По мере разрастания деревни лес вокруг вы­корчевывался и строились дома. Они были не­казистыми, покрытыми соломой и лубком. На небольшие оконные проемы натягивалась ко­жа. Лесные обитатели - медведи, волки, рыси и барсуки досаждали жителям, появляясь в де­ревне даже днем, поэтому женщины боялись ходить за водой. И тогда диких зверей начали уничтожать. Из глубины веков дошли до нас народные сказания о подвигах сыновей Ишму­рата - Файруша и Мудариса, убивших по сто медведей. Иногда они в одиночку сражались против четверых медведей с однозарядным ружьем, топором и копьем.
В те далекие времена население Ишмурата занималось охотой, земледелием, скотовод­ством. Землю наши предки обрабатывали дере­вянной сохой, зерно перерабатывали вручную. И каждая новая вещь для домашнего обихода тогдашними жителями, жившими замкнуто и в глубокой глуши, воспринималась как диковинка. И когда появилась первая керосиновая лампа, которую привез из города старик Ситдик, погла­зеть - потрогать ее руками собрался весь народ.
Красива у нас природа, которую мы в отличие от далеких предков стараемся беречь. Деревню пополам разделяет река Яналды, в которую впадают ручьи Казмаш и Асылбаткан. Река оги­бает гору Мурьялы-тау, что в переводе на рус­ский язык означает Печная труба. Предание гласит, что в этой горе находилась естествен­ная печь из камня, на дне которой, якобы, мож­но было выпекать даже хлеб, а наверху - камен­ная труба. Рассказывают, что в гражданскую войну проходившие по нашей земле красноар­мейцы пекли там картошку и рыбу.
Не было в тогдашнем Ишмуратове ни одного грамотного человека. Если нужно было что-ни­будь написать или оформить документ, ишму­ратовцы ездили в Новокулево. Лишь в 1870 го­ду мулла Мурзагали построил на берегу ручья Казмаш медресе, однако оно закрылось спустя два года, поскольку народ не хотел учиться. В 1885 году в деревне появилась первая мечеть, настоятелем которой стал мулла Нурулла, а его помощником - Файзулла Ишмуратов.
После Великой Октябрьской революции дети получили возможность учиться. Под начальную школу отдал свой дом Мустафа бай, первым учителем в ней стал Мухтар Асадуллин. Он был колоритной и деятельной фигурой, настоящим патриотом своей родины и очень многое сде­лал для ее процветания. Был не только учите­лем, но и пропагандистом, разъяснял деревен­скому люду политику партии и правительства. Прочитал в общей сложности свыше трехсот лекций. Со временем у учителя-лектора появи­лись помощники. Однажды, во время мусуль­манского праздника - гаита, когда жители де­ревни собрались в мечети, он вместе с женой и детьми начал строить мост через реку Яналды. Возвращаясь домой из мечети, люди увидели это доброе начинание и тоже присоединились к ним. Так маленькое дело переросло во всеоб­щий субботник "Эме". Отсюда мост получил на­звание "Дуслык купере" - "Мост дружбы". Вели­ка пропагандистская роль Мухтара Асадуллина и в коллективизации крестьянских хозяйств. Предпочитая заниматься личным хозяйством, ишмуратовцы вступать в колхоз категорически отказывались. Свой отказ они мотивировали тем, что все там: и коровы, и овцы, и даже жен­щины, будут общими. Последние устроили да­же демонстрацию под лозунгом: "Долой колхоз, да здравствует Советская власть!"
В первый год коллективизации объединилось лишь считанное число хозяйств, на каждый тру­додень они получали по 10 килограммов зерна. Постепенно и до остальных дошла значимость коллективного труда. И вот, наконец, летом 1932 года образовался колхоз, куда вступило 12 хозяйств, во главе которого встал бывший пред­седатель сельсовета - Нигматьян Камаев ….
Не зная прошлого, невозможно понять и це­нить настоящее. И было ли бы оно, наше насто­ящее, не будь всех этих замечательных людей, которые жизнь посвятили тому, чтобы родная деревня имела свою историю, обычаи и тради­ции. И мы, потомки, просто обязаны пере­дать их детям и внукам ....
М.Тагиров
КК № 89 от 171106
Поиск
Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Праздники
Праздники России
Алмаз Насретдинов   © 2019    Рафаэль Насыров
Бесплатный хостинг uCoz