Неофициальный сайт села Байгильдино Нуримановского района Республики Башкортостан

Точное время
Меню сайта
Погода
Счетчик


...


 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

В данном материале представлены воспоминания старожилов д. Большетенькашево Нуримановского района Башкирии, собранные воедино и записанные в ноябре-декабре 2002 года имам-хатибом Большетенькашевской мечети «Миннимухамат» Шаймиевым М.Б.

Первое упоминание о деревне Большетенькашево относится к 1694 году, когда между издавна населяющими эти места башкирами племени Мин и припущенниками-тептярями (от слова - пустить, дать разрешение селиться, и от слова – тетрадь, куда вносилась запись о договоре), представленными татарами, марийцами, чувашами и др., бежавшими от произвола властей из Среднего Поволжья, был заключен письменный договор об условиях пользования башкирскими землями. Тех, кто не заключал письменный договор, называли бобылями. Получив право на заселение, тептяри начали осваивание новых земель. Чуваши поселились по нынешней центральной улице Большетенькашево. Например, двор чуваша Батыра располагался на месте новой мечети, на месте старой мечети жил чуваш Тенькаш, современной школы – Тукай, озеро напротив школы так и носит его имя. На берегу озера Тозаклы, недалеко от современного шоссе жили 5-6 марийских семей; именно их потомки, к тому времени уже успевшие перемешаться с другими народами, основали в 1924 году Кушкулево. Вода озера Тозаклы была очень глубокая и чистая, ею пользовались и для питья, и для других нужд, мальчишки купали там лошадей. Сейчас озеро обмелело и заболотилось. Тептяри-татары обосновались 10-15-ю дворами выше озера Улекляр (совр. ул. Коз) и называли свою деревню Аксыргак.

Таким образом, в своем первоначальном виде Большетенькашево представляло из себя комплекс близкостоящих друг к другу малых деревень. Люди занимались охотой, рыболовством, пчеловодством, животноводством, путем выжигания лесных участков расширяли пахотные земли. Особенный импульс развитию земледелия и промыслов, межплеменного общения, росту и воссоединению деревень придало появление в наших краях в 1858 году новой большой группы переселенцев.

Нехватка земель вынудила многих жителей густонаселенных районов перебираться дальше на восток. Царское правительство во избежание народных волнений поспешило пойти навстречу этому процессу и способствовало миграции для чего в 1855 году выкупило у башкир часть их земель и сдало в аренду нуждающимся. Сложив свои пожитки на телеги, собрав домашнюю скотину в стада, несколько десятком татарских семей д. Изминка Мензелинского уезда отправились в 1858 году к Новотроицку, близ д. Тавтиманово (совр. Иглинский район). Большой обоз, множество женщин и детей, густые леса и множество водоемов настолько задержали переход, что в наших краях они появились только ближе к осени и встали лагерем на берегу Большого озера, где ныне расположено Малотенькашево. Главы семей: Газиз-мулла, Ибрагим, Исмагил, Мухаматгали и др. отправляются налегке к Новотроицку, осматривать выделенные им земли. Землей главы остались довольны, но опоздание к посевной, близость холодов, усталость от изнурительного перехода вынудили мензелинцев отложить последний этап перехода. Они решили расположиться на зимовку в близлежащих деревнях и договорились собраться здесь же по весне. Но жизнь, как всегда это случается, внесла собственные коррективы….

В этот период в д. Аксыргак как раз не было своего муллы и ни одного, достаточно грамотного человека. Жители деревни пришли к главе одной из мензелинских семей Газизу и призвали его остаться у них, обещав выделить земельный участок и помочь со строительством дома. Газиз не заставляет себя долго упрашивать и решает остаться. Его примеру последовали и другие, наиболее ему близкие 20 семей. Остальные семьи обживаются в других деревнях.

Газиз-мулле для застройки был предоставлен большой участок, который ныне занимают два двора – Набиева Р.Н. и Имамутдинова Д.З. На стыке нескольких концов сливающейся воедино деревни отводится участок под строительство первой мечети, на котором раньше стоял дом чуваша Тенькаша. Мечеть была построена в 1860 году. К сожалению, вскоре Газиз-мулла трагически погибает, отравившись ядовитыми газами, скопившимися весной в картофельном погребе.

Появление мензелинцев весьма благотворно сказалось как на общем культурно-образовательном уровне местного населения – среди новых поселенцев было достаточно грамотных людей, так и на развитии земледелия, быта. Именно они привнесли в устоявшийся рацион питания коренных жителей картошку и другие овощи. Это только на первый взгляд кажется, что проще картошки ничего быть уже не может, а на самом деле сколько всего нового она с собой несет…. Во первых, под нее надо отвести земельный участок, огородить и удобрить его, соответственно обработать и иметь нужные инструменты, совершенствовать знания по ее выращиванию, хранению, приготовлению и т.д.

Близость и доступность леса с его богатствами накладывала свой отпечаток на повседневную жизнь местного населения. Помимо земледелия и животноводства основным родом занятий являлась заготовка, обработка, изготовление и продажа различных изделий, полуфабрикатов и сырья из древесины разных пород. Вслед за Байгильдино, свой артель кустарей по изготовлению и продаже деревянных изделий появился и в Большетенькашево. Умельцы вытачивали посуду, мастерили сани, кошевки, колеса, вязали лыко, а из него лапти – обувь на все сезоны и одновременно самый ходовой товар для реализации на Байгильдинском, Нимисляровском, Тавтимановском, Иглинском и др. базарах. После революции 1917 года в Большетенькашево начал действовать куспромартель «Урняк» (Пример). После войны его перевели в Тавтиманово, а в Большетенькашево начал работать артель, переехавший из д. Кляшево, тогда еще Нуримановского района. С развитием промышленности надобность в кусартелях постепенно отпала и со  временем они прекратили свое существование.

Манипуляции властей с землей продолжились и в последующие годы. В 1860-ом началась их раздача крестьянам, т.н. – отруб. Россия стояла на пороге великой реформы – отмены крепостного  права. Староукарлинцам: Фазылову Фатиху, Губайдуллину Кашфулле, Альмухаметову Минниахмату и др. выделили земли у самого Большетенькашеко и они были вынуждены переехать сюда на постоянное место жительства. Так появилась околица (Арткы-урам). Часть крестьян из самого Большетенькашево переселилась в местность по соседству и образовала деревню Малотенькашево. В 1910-1915 гг. случился еще один передел земли, несмотря на протесты большетенькашевцев, часть обихоженных ими полей отвели под новые деревни – Новоукарлино и Новонимислярово.

В июле 1914 года в Большетенькашево случилась беда, от которой как тогда, так и сейчас никто не застрахован. Стоял знойный ветреный день, когда в усадьбе Зиннатуллы, (значительно позже здесь жил Зиннатуллин Фарит) вспыхнул пожар. Большинство работоспособного населения в это время находилось на дальних сенокосных угодьях, старики и дети своими силами не сумели вовремя усмирить стихию, и подгоняемый сильным ветром огонь беспрепятственно перекидывался с одного строения на другое. Выгорело более 40 жилых усадеб, а также мечеть. Все надо было отстраивать заново.

Прошло более года, прежде чем погорельцы, разумеется, с помощью всех односельчан, сумели наладить свои разоренные огненной стихией хозяйства. Только осенью 1915 года по призыву Мухамат-Сафа-муллы большетенькашевцы смогли направить свои усилия на строительство новой мечети. Были заготовлены бревна для сруба, зимой их свезли к месту постройки и весной начали рубить. Но тут вмешалась война, многие мужчины ушли на германский фронт. Мечеть была достроена лишь в 1917-ом под руководством местного торговца Шагиахметова Шаймухамета, за что ему было предоставлено почетное право прочитать с нового минарета первый азан. В годы гонений на религию и на многие другие устои человеческого существования, в самом их пике в 1937 году минарет по приказу властей был срезан, а в самом здании открыли клуб. Мухамат-Сафа-муллу расстреляли в уфимской тюрьме, его брат Мазгар Нагимов – муэдзин мечети был репрессирован и сослан вместе с раскулаченными. Тайным, третьим по счету муллой становится сын Газиза Гариф – впоследствии тоже сосланный в Сибирь. Четвертого муллу, сына Исламгарея – Бахтыгарея арестовали и расстреляли в Уфе. Наконец, само здание мечети (клуба) сгорело при невыясненных обстоятельствах уже в наши дни в сентябре 2002 года.

Всего муллами в истории Большетенькашево побывали 13 человек, в числе которых и Шаймиев Миннимухамат Баймухаматович, инициировавший в 1997 году и организовавший строительство 3-й деревенской мечети, торжественная церемония открытия которой состоялась 20 октября 2002 года. На церемонии присутствовало все население Большетенькашево, принявшее активное безвозмездное участие в ее строительстве, сельское и районное руководство, руководители предприятий и организаций, множество других почетных и именитых гостей. С благословением нового храма на долгое и счастливое служение людям выступил приехавший в Большетенькашево Верховный муфтий России Талгат Таджетдин.

В 1941-ом настало время больших испытаний, закончившихся огромными для небольшой деревни людскими потерями – Великая Отечественная война. 177 большетенькашевцев защищали Родину с оружием в руках, из них обратно вернулись около 80, многие ранеными и искалеченным. Уже в первый месяц войны добровольцами на фронт вызвались: Габдулла Газизов, Искандар Дильмухаметов, Мусагит Шайдуллин. 35 человек побывали бойцами  народного ополчения: Низамов Габдулла, Султанов Масгут, Кашфуллин Сайфулла, Галиев Мусавир, Губайдуллин Г., Гильмутдинов Г. и др. Несколько человек были отправлены в трудармии. На начало юбилейного Победного 2005 года в Большетенькашево остались в живых всего 4 ветеранов Великой Отечественной войны, к 2009 году – 1.

Активно участвовали и продолжают участвовать большетенькашевцы в колхозном движении. Уже в 1930 году в байгильдинский колхоз им. Каширина вступили три семьи: Галиева Нургали, Умеркаевой Марзии и Мухамадеева Ахметгали. Первым председателем был Кулов Мутагар. Затем, Большетенькашево с Малотенькашево и Новоукарлино образовывают свой колхоз «Салават» (председатель – Кагиров Нурулла из Новоукарлино). Через пару лет Новоукарлино выходит из состава «Салавата» и объединяется с Новонимислярово в колхоз «Кызыл Баржоу». В 1957-ом «Салават» вливается в «Ленин юлы» (Ленинский путь). В 1959 году Укарлинский сельсовет вливается в Байгильдинский и 11 деревень образуют колхоз им. Карла Маркса – один из флагманов сельхозпроизводства в Нуримане, действовавший вплоть до своего распада в 1998 году. Большетенькашево, Малотенькашево и Байгильдино объединяются в колхоз «Маяк», который через несколько лет распался тоже. Сейчас многие большетенькашевцы трудятся в агрофирме «Идель» с центром в Укарлино.

Как можем видеть, даже в самые тяжелые моменты своей истории: стихийные бедствия, политические преследования, развал годами возводившихся основ хозяйствования, общения и воспитания, несмотря на безработицу и всеобщее падение нравов в Большетенькашево всегда находились люди, умеющие увлечь и повести своих отчаявшихся от невзгод земляков по пути трудолюбия, нравственности, духовности и культуры. Вопреки несчастиям и лишениям большетенькашевцы всегда находили и находят в себе силы не бить лицом в грязь перед своими соседями из других деревень и перед самими собой. Чему примером и сверкающий серебром купол минарета над деревней и продолжающееся активное участие ее жителей в сельхозпроизводстве.
 
(А.Н.)
Поиск
Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Праздники
Праздники России
Алмаз Насретдинов   © 2019    Рафаэль Насыров
Бесплатный хостинг uCoz