Неофициальный сайт села Байгильдино Нуримановского района Республики Башкортостан

Точное время
Меню сайта
Погода
Счетчик


...


 

Укарлино
Название д. Укарлино происходит от антропонима. Укарле - первопоселенец. Известны его сын - Илекей Укарлин, внуки Атачика и Аиттер (Адзитар) Илекеевы. Деревня впервые упоминается в источниках за 1688 г.Тептяр Атачика Иликеев "с товарищи" в 1728 г. в своем челобитье писал, что "в прошлых годах деды и отцы их в городе Уфе в казну его и.в. платили они бобыльский куничной ясак обще Уфимского уезду Сибирской дороги деревни Укарлины да деревни Темикашевы з бобылями; и тому лет с 40 отцы их Илекей Укарлин, Янбулат Анбула-тов переписались в окладной тептярской ясак обще Уфимского уезду Ногайские дороги Минские волости к башкирцам родственникам своим Уразаю Булашеву, Исаному Уразаеву, о чем имеются у них данные им из Уфимской Канцелярии сберегательные указы, которой ясак они платят с означенными родственники без доимки и тем родственникам реченной волости башкирцам во всякие службы, как они ходили под Азов и в швецкой походы, давали подмогу, а ныне уфимские командиры привлекают их з бобылями во всякие работы. Чтоб его и.в. пожаловал их, указал показанной тептярской ясак платить им обще с родственниками их Минской волости з башкирцы и дать им указ, а з бобылями их и детей их не счислять и ни в какие работы не привлекать"33.

Как видно, тептяри, проживавшие на земле Минской волости, отказались от бобыльского сословия, т.е. они приписались к тептярям. Но "уфимские командиры" по прежнему требовали выполнения от бобылей, ставших уже тептярями, всех тех повинностей, которые лежали на плечах бобылей.Нас интересует здесь время возникновения д. Укар-лино. Если в 1688 г. произошел переход жителей этого поселения Иликея Укарлина и Янбулата Анбулатова из бобылей в тептяри, то можно заключить, что деревня могла быть основана отцом Иликея за 20-25 лет до этого акта, т.е. в 1663-1668 гг. Причем деревня возникла на территории башкирской Минской волости. Но впоследствии тептяри указывали другую, а именно Кудейскую волость.

На самом деле сохранившиеся договорные записки тептярей были заключены с башкирами Кудейской волости. Такое разночтение можно было бы объяснить следующим образом: бобыли, осевшие на вотчине Минской волости, не имели договорных обязательств с ее владельцами. Их переход в новое сословие требовал законного оформления поземельных отношений сторон. Вот тогда и были составлены договорные записи с вотчинниками Кудейской волости.18 декабря 1706 г. башкиры Кудейской волости Мокша Артегенев, Капай Калмаккулов, Умитяк Акелов, Айткул Шалдыков и другие отдали ясачным татарам д. Укарлино Аиттеру Иликееву, Ураку Яныбекову, Бигильде Лукьянову "с товарыщи всем деревенцам" "в вотчине своей пахотную землю и сенные покосы, рыбные ловли, озеро Каргин до озеро Аркалан с истоком, озеро Аргази до озеро Каракуль, озеро Ювадак..." Границы этой вотчины: "до устья Ильчибинского истоку с нижнею сторону по Минскую межу за подле озер и до Уфы речки".

За аренду они должны были платить "на год по 10-ти алтын"34. По новому договору от 12 апреля 1717 г. еще раз с теми же ясачными татарами "договорились и по уговору нашему жить им, ясачным татарам, деревнею в той нашей вотчине по прежнему припуску". Вместо занятой башкирами второй половины Ильчибаевской поляны татары получили "Коракуль поляну да около Аркалана озеро поляну"35.
Во время получения душевого надела по закону 1832 г. тептяри ссылались еще на другие договоры с башкирами Кудейской волости, заключенные в 1730 и 1731 гг.36 Выше говорилось о переходе бобылей в тептярское сословие. В договорных записях 1706 и 1717 гг. речь шла о ясачных татарах. По всему видно, что бобыли приписались не только к тептярям, но и к ясачным татарам, т.е. некоторые жители вернулись к исходному социальному (сословному) положению: Укарле и другие вначале были ясачными татарами, перешедшими затем к бобылям. Они частью стали тептярями, частью - ясачными.

Факты свидетельствуют о том, что в сословном положении жителей действительно произошла интересная метаморфоза: ясачные татары перешли в основном к бобылям, одна часть к тептярям, а другая часть к ясачным татарам. В 1858 г. состав тептярей пополнили 15 семей тептярей из Мензелинского уезда Оренбургской губернии37. Несколько данных о численности жителей, которых ревизии называют тептярями. В 1816 г. было 100, в 1834 г.- 130, в 1859 г.-272, в 1895 г.-510, в 1905 г.-641, в 1920 г. - 569 человек. В последний год все жители ошибочно названы башкирами. Сведений о хозяйстве мало. В 1843 г. взято на учет 2 деревни под названием Укарлино, отстоящие друг от друга на 5 верст: первая из 27 дворов с 102 тептярями, имеющими 102 лошади, 126 коров, 65 овец, 2 козы; вторая из 44 дворов, где проживало 233 тептяря, которые владели 100 лошадьми, 105 коровами, 120 овцами, 10 козами. В первой было 36 ульев, во второй - 50. Имели по мечети.

 

33 МИБ. Ч. 1. М.-Л. 1936. С. 128.
34 МИБ. Т. 3. С. 29-30.
35 Там же. С. 152-153.
36 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 104.
37 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 307.

ЦГИА РБ. ГЕНЕАЛОГИЯ И АРХИВЫ.

из сайта: http://ufagen.ru/places2/results/taxonomy%3A9818







Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Праздники
Праздники России
Алмаз Насретдинов   © 2019    Рафаэль Насыров
Бесплатный хостинг uCoz