Нашей деревне 300 лет!
Башкортостан - уникальная по своему национальному составу республика. В ней проживают около 100 народов, дополняя и обогащая культурное наследие края. И началось это после известных событий восточной политики царского правительства в 16-17 веках, присоединения всего Поволжья во времена Ивана Грозного и добровольного вхождения башкир в состав русского государства.
Народы Поволжья (татары, мордва, марийцы, чуваши, удмурты) оказались в трудном положении. Был нарушен привычный многовековой уклад жизни. Новые тяготы и лишения (насильственная христианизация, обложение непомерными налогами, притеснения, захват земель) вынудили искать наиболее благоприятную среду обитания. Такой территорией оказалась земля, населенная башкирами.
И гостеприимный башкирский народ предоставил землю переселенцам на договорной основе припуска (сдача в аренду на определенных условиях - это уплата денежного или натурального оброка, выполнение определенных повинностей в пользу владельца земли, уплата ясака и т.д.).
На земле кудеевских башкир поселились татары и марийцы. И первой марийской деревней была деревня Бедеево - Старобедеево.
Легенда гласит следующее. Три брата - Мишка, Камей и Бедей в поисках лучшей доли также оказались в здешних краях. Мишка и Камей обосновались в верхнем течении рек Иняк и Бирь (ныне это одноименные села Мишкино и Камеево Мишкинского района), а третий брат Бедей - восточнее на берегу реки Уса (ныне это село Бедеева Поляна Благовещенского района). Во время охоты Бедей дошел до реки Уфимка. Эти богатые места ему очень понравились, и он основал здесь новое поселение Бедеево. Видимо, в первое время он со своими спутниками жил тайно, скрываясь от посторонних глаз, на что указывает уже другая легенда.
Уже потом, спустя некоторое время, марийцы начали договариваться с башкирами об условиях проживания. Первоначально это были устные договора. И первое письменное упоминание о Бедеево появляется в 1706 году 10 февраля и называется "Запись заемной кабалы мари Сибирской дороги Луки Бекешева служилому татарину той дороги Кметю Уразову". Из этого и других документов следует, что к этому времени в Бедеево проживали минимум 4 семьи (они упоминаются поименно). Так что именно эта дата считается годом рождения деревни Старобедеево.
Правительство запрещало вольным переселенцам селиться и приобретать башкирские земли вплоть до 1736 года. И первый письменный договор бедеевцев с башкирами Кудейской волости был подписан в 1742, затем продлен до 1794 года.
При изучении архивных материалов прослеживается социально-экономическое развитие деревни и края, взаимоотношения марийцев с другими народами. Бедеевцы не оказались в стороне и в годы социальных потрясений на территории Башкирии, участвовали в башкирских восстаниях 1740, 1773-1775 годов. Интересны некоторые демографические и статистические данные. В 1816 году в Бедеево проживало 238 человек. В 1834 г. - 378 человек, в 1895 г. 814 человек, в 1920 г. - 847 человек. В 1843 году в 65 дворах проживало 552 человека, на них приходилось 263 лошади, 255 коров, 374 овцы и 202 козы. Отдельным хозяйствам принадлежало до 67 ульев пчел и 20 бортей.
С 1895 г. по 1936 г. деревня была в составе Надеждинской волости Уфимского уезда (с 1930 - Благовещенского района). В 1880 году по решению Уфимского земства и Уфимской православной епархии открыли школу в деревне и она называлась Бедеевское начальное инородческое училище. Первым учителем был Тенгушин Асылбай.
Годы революции и гражданской войны прошли без каких-либо социальных потрясений для жителей деревни за исключением некоторых случаев. В годы гражданской войны по территории Иглинского и Нуримановского районов прошел рейд Блюхера. Войска его переправились через реку Уфимка в районе села Красная Горка и через Бедеево прошли дальше на запад. В ходе перестрелки из пушек между белыми и красными несколько снарядов попали в деревню, и начался пожар, сгорело 65 домов. В 1920 году случился еще один пожар, после которого 85 семей остались без крова. Эти потрясения не сломили дух бедеевцев, и они заново отстроили свою деревню на том же месте.
В 1926 -1931 и с 1985 года и поныне деревня является центром сельского Совета. В 1930 году был организован колхоз "Йошкар кече", который являлся разноотраслевым хозяйством: действовали МТФ, СТФ, овцеферма, птицеферма, четыре пасеки, три конных двора, плодово-ягодный сад, рыболовецкая артель, пилорама. Это был один из передовых колхозов района. Передовики производства Б.Яркеев, П.Ильтуганов, С.Муратов, Ф.Бикташев, И.Аспеев, С.Николаев и Я.Асеев были участниками сельскохозяйственной выставки ВДНХ в Москве. С 1980 года началась череда преобразований. Бедеевцы за это время успели потрудиться в составе колхозов "Кызыл Натис", имени Нуриманова, "Дружба", СПК "Иошкар кече", а с 2005 года здесь действует 000 "Агрофирма "Алекс".
Марийцы сумели сохранить свою самобытную культуру, свой язык, народные традиции и обряды. Большинство детей имеют возможность изучать родной язык.
И не только. Мы успешно перенимаем культурные ценности башкир, татар и русских. Помимо родного, большинство марийцев владеют языком этих народов. Нередки теперь и интернациональные семьи.
Издавна бедеевцы славились своими ремеслами. В нынешнее непростое время они получили новый импульс и являются для некоторых семей основным источником дохода. Развиваются личные подсобные хозяйства. Многие держат по две-три коровы, получают хороший урожай с приусадебных участков, но беда с реализацией произведенного.
Но, несмотря на трудности, деревня Старобедеево не умирает, а благоустраивается год от года. Ежегодно 5-6 семей справляют новоселья, а в этом юбилейном году - трехсотлетия основания деревни их будет даже восемь.
В.Алеев, учитель истории СОШ д. Старобедеево
КК №40 от 260506
|