От прошлого в настоящее
Облик деревни Ишмуратово год от года меняется в лучшую сторону буквально на глазах. Появляются добротные жилые дома, благоустраиваются улицы, палисадники, дворы. Недавно распахнул свои двери новый магазин. Современный стиль придало деревне еще одно красивое здание - социально-культурный центр, построенный в этом году по президентской программе. В нем разместилась и школа, где сегодня обучается 35 детей и где десять учителей работают над реализацией учебной программы духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиций и обычаев башкирского народа. Школа была и остается культурным центром деревни, поэтому и неудивительно, что жители дружно и активно участвуют в ее жизни. Являясь очевидцем происходящих перемен и радуясь им, невольно оглядываешься назад, в прошлое полуторовековой давности, когда на месте нынешнего Ишмуратово стоял глухой, непроходимый лес, а на небольшой его поляне единственный домишко, построенный Ишмуратом Ишбулатовым из Старокулево. Он и явился основателем нашей деревни, жизнь которого подробно описана в альбоме-летописи "История деревни Ишмуратово". Его составителем стала еще в молодые годы ветеран педагогического труда Р.Г.Мингазова при содействии тогдашних опытных учителей Н.Д.Бадретдиновой и М.3.Хафизовой.
... Примерно 7-8 лет Ишмурат Ишбулатов прожил с семьей особняком. Затем к нему присоединились братья Ситдик и Садык. Отсюда и население почти на 80 процентов состоит из потомков этих трех родов.
По мере разрастания деревни лес вокруг выкорчевывался и строились дома. Они были неказистыми, покрытыми соломой и лубком. На небольшие оконные проемы натягивалась кожа. Лесные обитатели - медведи, волки, рыси и барсуки досаждали жителям, появляясь в деревне даже днем, поэтому женщины боялись ходить за водой. И тогда диких зверей начали уничтожать. Из глубины веков дошли до нас народные сказания о подвигах сыновей Ишмурата - Файруша и Мудариса, убивших по сто медведей. Иногда они в одиночку сражались против четверых медведей с однозарядным ружьем, топором и копьем.
В те далекие времена население Ишмурата занималось охотой, земледелием, скотоводством. Землю наши предки обрабатывали деревянной сохой, зерно перерабатывали вручную. И каждая новая вещь для домашнего обихода тогдашними жителями, жившими замкнуто и в глубокой глуши, воспринималась как диковинка. И когда появилась первая керосиновая лампа, которую привез из города старик Ситдик, поглазеть - потрогать ее руками собрался весь народ.
Красива у нас природа, которую мы в отличие от далеких предков стараемся беречь. Деревню пополам разделяет река Яналды, в которую впадают ручьи Казмаш и Асылбаткан. Река огибает гору Мурьялы-тау, что в переводе на русский язык означает Печная труба. Предание гласит, что в этой горе находилась естественная печь из камня, на дне которой, якобы, можно было выпекать даже хлеб, а наверху - каменная труба. Рассказывают, что в гражданскую войну проходившие по нашей земле красноармейцы пекли там картошку и рыбу.
Не было в тогдашнем Ишмуратове ни одного грамотного человека. Если нужно было что-нибудь написать или оформить документ, ишмуратовцы ездили в Новокулево. Лишь в 1870 году мулла Мурзагали построил на берегу ручья Казмаш медресе, однако оно закрылось спустя два года, поскольку народ не хотел учиться. В 1885 году в деревне появилась первая мечеть, настоятелем которой стал мулла Нурулла, а его помощником - Файзулла Ишмуратов.
После Великой Октябрьской революции дети получили возможность учиться. Под начальную школу отдал свой дом Мустафа бай, первым учителем в ней стал Мухтар Асадуллин. Он был колоритной и деятельной фигурой, настоящим патриотом своей родины и очень многое сделал для ее процветания. Был не только учителем, но и пропагандистом, разъяснял деревенскому люду политику партии и правительства. Прочитал в общей сложности свыше трехсот лекций. Со временем у учителя-лектора появились помощники. Однажды, во время мусульманского праздника - гаита, когда жители деревни собрались в мечети, он вместе с женой и детьми начал строить мост через реку Яналды. Возвращаясь домой из мечети, люди увидели это доброе начинание и тоже присоединились к ним. Так маленькое дело переросло во всеобщий субботник "Эме". Отсюда мост получил название "Дуслык купере" - "Мост дружбы". Велика пропагандистская роль Мухтара Асадуллина и в коллективизации крестьянских хозяйств. Предпочитая заниматься личным хозяйством, ишмуратовцы вступать в колхоз категорически отказывались. Свой отказ они мотивировали тем, что все там: и коровы, и овцы, и даже женщины, будут общими. Последние устроили даже демонстрацию под лозунгом: "Долой колхоз, да здравствует Советская власть!"
В первый год коллективизации объединилось лишь считанное число хозяйств, на каждый трудодень они получали по 10 килограммов зерна. Постепенно и до остальных дошла значимость коллективного труда. И вот, наконец, летом 1932 года образовался колхоз, куда вступило 12 хозяйств, во главе которого встал бывший председатель сельсовета - Нигматьян Камаев ….
Не зная прошлого, невозможно понять и ценить настоящее. И было ли бы оно, наше настоящее, не будь всех этих замечательных людей, которые жизнь посвятили тому, чтобы родная деревня имела свою историю, обычаи и традиции. И мы, потомки, просто обязаны передать их детям и внукам ....
М.Тагиров
КК № 89 от 171106
|