Судьбы храмов что людские
Культовые учреждения - в условиях нашего края это мечети и церкви - издревле служили центром духовного общения, духовного единения, духовно-нравственного очищения населения. Само их появление продукт коллективизма, общего труда, стремление к взаимопониманию, взаимоуважению, жить по канонам, ниспосланным Всевышним. Ведь они возводились всем миром, на народные средства - добровольные пожертвования если не всех, то большинства прихожан, и находились на балансе общенародного достояния.
Не вдаваясь в подробности о формах, методах и содержании работы культовых учреждений и деятельности священнослужителей, отметим, что они старались исполнять свою миссию по мере своих возможностей, по мере социально-бытовых условий и общественно-политических ситуаций. Наряду с несением в народ много положительного, в их деятельности, говоря казенным языком, имели место и негативные явления. Но об этом судить не нам, живущим в 21 столетии, Бог им судья.
Как свидетельствует документ, хранящийся ныне в Центральном Государственном архиве Республики Башкортостан, к началу 20 века в нашем крае (считайте: районе, куда входили десятки населенных пунктов, позднее отошедших в соседние Иглинский, Благовещенский районы - (прим. автора) насчитывалось 26 мечетей, 1 молельный дом и 4 церкви. Если численность мечетей, указанных в документе, не вызывает особых сомнений, то церквей - есть место для раздумья. Но об этом чуть позже.
Мечети в основном были построены в 1890-1910 годах в деревянном исполнении. Общая площадь (объем) и их количество зависели от величины населенных пунктов от 110 до 200 кв.м.
Самые большие мечети находились в с. Байгильды - 144 кв. м. 1900 года постройки, в первой махалле (приходе) с. Нимисляр - 200 кв. м (1890 г.), д. Старый Исай -180 кв. м. (1902 г.), 1-ый и 2-й махаллах с. Новокуль (1895 и 1890гг.), во 2-й махалле с. Старокуль (1900 г.), с. Красная Горка (1895 г.), д. Баш-Шиды (1895г.) - по 200 кв. м. В селе Нимисляр в двух махаллах функционировали 2 мечети, в с. Старокуль и Новокуль - по 2, в нынешнем селе Красная Горка - 3 мечети (в Чебаклах, Кызылъяре, Кушнарате).
Христиан обслуживали православные церкви в с. Никольском, она была самой объемистой - 450 кв. м (1906 г. постройки), д. Каргын нынешнего сельского поселения Байгильдинский сельсовет, в селах Маркелово и Дуванейка соответственно бывшего Усаклинского и Дуванейского сельских Советов, действовал молельный дом в д. Ильинка близ с. Красный Ключ. Под покровительством этих культовых учреждений находились вероисповедующие близлежащих населенных пунктов, больших и малых, коих было немало в то время. Скажем, церковь д. Маркелово регулярно посещали и справляли религиозные обряды православные д. Вознесенка, Усакла, Терекла, Чистополь, Казанка, Шубино. По рассказам старожилов известно, что действовали молельные дома в с. Никольском, куда в основном ходили староверы, их местонахождение они держали в секрете, а также в рабочей зоне бывшей бумажной фабрики с. Красный Ключ.
Чандарцы справляли богослужение в церкви д. Дуванейка, в д. Эманино, что на правом берегу реки Караидель, напротив с. Чандар.
Все эти духовные заведения, по велению властей, в 1931-39 годах были закрыты, а точнее - преданы анафеме. И скорбно то, что вопреки желаниям населения. Их уже ожидала иная судьба, иная служба - служба новой власти в виде школ, клубов, правлений колхозов, складов. Например, центральная мечеть с. Красная Горка в 1932 году стала районным Домом культуры, в 1950-ых годах перекатана под кинотеатр.
Незавидная судьба была уготована Чебаклинской мечети: в ней с 1933 года располагалась начальная школа, затем ее превратили в общежитие и жилье для малосемейных, далее она сменила профиль - стала объектом для снабжения запасными частями и ремонта легковых автомобилей, пока пожар не уничтожил ее дотла.
Старшее поколение д. Старый Исай хорошо помнит двухэтажное красивое здание мечети на самом видном месте деревни. Минарет ее был скинут в 1933 году молодежным активом того времени, 2-й этаж до середины 50-х годов служил культурным очагом - клубом, а 1-й этаж - зернохранилищем зимой, а летом - под сельский клуб, на этой должности служила она до 21 века, а сегодня стоит чуть подальше от своего первоначального пристанища, как немой свидетель и жалкая память давно минувших лет.
В перекатанном двухэтажном здании мечети д. Баш-Шиды с 1933 года учили детей начальной школы, затем - семилетней, позже сделали из него квартиру для учителей, в мечети первой махаллы с. Нимисляр с 1933 года учили детей в начальной, с 1935 - семилетней школы, впоследствии превратили ее в школьный интернат, здание второй махаллы того же села в 1953 году пополнило местную школу в качестве нескольких классов.
Примерно таким же образом отслужили свой век и ушли в небытие и остальные религиозные храмы, в том числе и церкви. При загадочных обстоятельствах в 1975 году сгорела красивая, как говорят старожилы, с большими железными воротами, 4-мя крылечками, окруженная акациями, цветами и зеленью церковь в с. Никольском, с 1933 года служившая сельским клубом. Горел клуб медленно, при полном народе, собравшемся на сход или совещание, но спасти его не удалось. В № 8 за 2000 год газеты для всей семьи "Неделя" был напечатан ряд материалов под рубрикой "Очевидное невероятное", где жители села Никольское, пожилые и молодые, рассказали о той местности, где стояла церковь-клуб, которая таит в себе множество тайн, именно там по непонятной причине случаются пожары, гибнут люди, светятся в темноте глаза. Газета выводит резюме, что загадочные истории, которые случаются в этом заколдованном месте, возможно, связаны с разрушением Божьего храма, строительством клуба и сельсовета на базе церкви.
Маркеловская церковь была разобрана и вывезена в районный центр в 1935 году.
До середины 2001 года не все было ясно о функционировании церкви в д. Ишембет. Сегодня той деревни на карте района нет, жители разъехались кто куда. При встрече с жителями д. Казнаташ и Новый Субай, будучи в командировке с представителем республиканского общества охраны памятников архитектуры, истории и культуры, мы не услышали однозначного ответа на вопрос о том, была или нет в деревне церковь. И вот перед нами воспоминания нашего земляка Мозжерина Василия Ивановича, профессора, доктора ветеринарных наук, члена-корреспондента АН РБ, заслуженного деятеля науки РБ. Воспоминания приводятся местами дословно и в изложении (прим. автора).
- Семья моего деда, Боброва Федора Ларионовича, пишет В.И.Мозжерин, - в начале 20 века закупила землю у башкир-вотчинников. Приехало сюда полдеревни Зуево и много крестьян из других деревень Бирского уезда. Они и явились основателями деревень Ишембет, Казнаташ, Ново-Михайловка, создали коммуну и построили в д. Ишембет деревянную церковь. - "Дед стал старостой этой церкви - вел денежные дела, был писарем и организатором певческого хора", - сообщает Василий Иванович.
Далее он рассказывает о судьбе деда и родственников в годы коллективизации. После раскулачивания семья Мозжериных и деда оказалась в Архангельском районе. "По возвращении обратно в деревню Ишембет, вспоминает В.И.Мозжерин, - церковь в селе была закрыта и занята под зерносклад". По просьбе прихожан Ф.Л.Бобров попытался ходатайствовать перед властями в Уфе вновь открыть церковь на селе, но получил отказ. Инициатива оказалась наказуемой - Ф.Л.Боброва арестовали и по статье 58 постановлением "тройки" НКВД БАССР от 29 ноября 1937 года приговорили к расстрелу. 27 января 1938 года приговор был приведен в исполнение, Ф.Л.Бобров реабилитирован в январе 1989 года.
Итак, у нас есть все основания полагать, что в нашем крае действовали, кроме молельных домов, 5 церквей. К 1940 годам все культовые учреждения в районе прекратили свое существование. Вопреки недовольству и желаниям населения, не говоря уж о священнослужителях. Еще ужаснее стало то, что разрушение церквей и мечетей сопровождалось массовыми гонениями и репрессиями в первую очередь священнослужителей. Это понять нетрудно. Ведь организационные мероприятия религиозного просветительства держались на них, и в их лице новая власть видела одного из ярых противников переустройства общества по большевистски.
Первой жертвой произвола стал 64-летний мулла с. Новокуль Галяутдин Камалетдинов, один из просвещенных и уважаемых людей села. Ему поставили в вину антисоветскую агитацию и пропаганду. И по статье 58, п. 10 Уголовного Кодекса арестовали 14 апреля 1931 года и определили меру наказания - 10 лет ссылки. В тот же день был арестован другой мулла из той же деревни Мирсаит Рахимов и отправлен в ссылку на 10 лет. На 5 лет лишился свободы мутавали (финансист при мечети) близкий родственник Мирсаит-муллы Габдулла Рахимов. Поводом гонения их служило только то, что они открыто выражали несогласие с политикой ликвидации Божьих храмов.
В полную мощь закрутились жернова репрессий против "врагов народа", в том числе священнослужителей в 1937-1938 годах.
Как известно, в целях ускорения и быстрого избавления от инакомыслящих и инакоделающих, то бишь "врагов народа" в конце 1936 года по инициативе шефа НКВД СССР Ежова были организованы "двойки" и "тройки" для судов на местах. Возможно, таким образом хотели власть предержащие решить вопрос освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока, поставляя туда дешевую, а то и дармовую рабочую силу за счет многочисленных заключенных. Конечно, это лишь версия, но и она имеет право на существование.
Отметим, что основной политической статьей тогда была 58 из 14 пунктов, 10 из них были "расстрельными". Скажем, пункт 1 - это антиправительственный заговор, а пункт 10-антисоветская агитация и пропаганда. Причем, приговоры по 58-й статье обжалованию не подлежали.
В приговорах репрессированных священнослужителей из нашего района (приговоренных только "двойками" и "тройками", а не судами разных уровней, коих тоже было немало. Прим. автора) прослеживается неизменная закономерность - присутствие статьи 58.
Г.Хазиев
«Краснгый Ключ» № от 05.06