Был дважды ранен на войне
12 апреля 2005 года
Вряд ли найдется такой молодой человек, который ни разу в жизни не представлял себя в образе смелого, рослого и сильного красавца-десантника – сокрушителя противника. На счету Мазгaра Гарипова 15 прыжков с парашютом и применять свои навыки ему пришлось в настоящих боевых условиях.
С мая 1941гoдa Гарипов М.Х. проходил срочную службу в Ивановской области и только успел принять присягу, как началась война. Их отдельный инженерный батальон, переправленный в г. Тихвин, обслуживал военные самолеты: ремонтировала и довооружала, содержала в порядке взлетно-посадочную полосу. Мазгар окончил полковую школу, был избран секретарем комсомольской организации роты.
В это время все туже затягивалась петля окружения вокруг северной столицы - Ленинграда. Возникла острая необходимость в налаживании альтернативных путей доставки продовольствия и боеприпасов в гибнущий город, эвакуации детей и раненых. Мазгар Харисович участвовал в строительстве Ладожской железной дороги, высота только насыпи которой, составила 18 метров. В начале 1942 года была сформирована 186 отдельная ударная дивизия, в одну из полковых разведок которой был определен и он.
Что всегда требовалось от разведчиков: известная доля авантюризма, отваги и находчивости, чтобы армия имела свои глаза и уши, а еще и «язык» с той стороны, у которого можно узнать много нового о количестве живой силы и техники противника на данном участке, о его ближайших планах, об особенностях вооружения. Во время одной из операций по добыче «языка» помощник командира взвода Мазгар Гарипов был ранен, те осколки до сих пор находятся в его голове. Отлежавшись в полевом госпитале, он попал в авиационное училище им. Жуковского в Москве и два года служил в 1-й воздушно-десантной бригаде резерва Главного командования. В январе 1945 года бригада была переименована в 328-й полк 104 дивизии.
... 16 марта 1945 года на территории Венгрии отделение сержанта Гарипова получило задание перекрыть важную в тактическом отношении дорогу. Укрывшись в подбитом вражеском танке, он лично подорвал прорывавшийся "Фердинанд" - немецкую самоходную артиллерийскую установку. Впоследствии участвовал в освобождении Праги и Вены, командовал расчетом 120миллиметрового миномета, был ранен еще раз. Победу встретил в госпитале.
Приехав в родное Чурашево, уже на следующий год обзавелся семьей. Сегодня у него 8 детей, 19 внуков и 11 правнуков. Пять лет проработал счетоводом в колхозе "Кызыл Баржау", в 1953-ем - завхозом в школе. Отучился на комбайнера-механика в с. Ярославка Дуванского района. С 1956 года бригадир и завфермой в колхозе имени Карла Маркса.
Даже сейчас, давно находясь на заслуженном отдыхе, Мазгар-бабай живо интересуется происходящими вокруг событиями, по мере сил старается в них участвовать, помогает своим односельчанам отправлять религиозные обряды.
(А.Н.)
|