Неофициальный сайт села Байгильдино Нуримановского района Республики Башкортостан

Точное время
Меню сайта
Погода
Счетчик


...


 Учение и ремесло – пара крыльев человека.

(К юбилею Мифтахетдина Акмуллы)

 
 При более или менее тщательном изучении творческого наследия, оставляемого нам многими выдающимися творческими людьми, неизменно обнаруживается, что и сама жизнь этих писателей, поэтов, ученых и других деятелей заслуживает не меньшего внимания, осмысления и, в конце концов, некоей объективной героизации. Надо полагать, подобное сочетание неслучайно, только личные впечатления и переживания обеспечивают глубину, правдивость, искренность и четкость творческой мысли, указывают и выводят человека в авангард творческих устремлений и к великим открытиям. Такова жизнь и Мифтахетдина Камалетдинова – поэта-просветителя, прозванного за повсеместное распространение знаний Акмуллой. Продираясь на своей телеге-арбе, загруженной знаниями в учебниках и книгах, благовидными мыслями в рукописях, и делами, пока еще заключенными в нехитрых инструментах сквозь темные чащобы невежества, стяжательства и несправедливостей, он везде оставлял ростки прогрессивных начинаний в отношениях между людьми вообще и представителями разных слоев общества, верований, национальностей, поколений.
 Родился Мифтахетдин Акмул­ла в декабре 1831 года в дерев­не Туксанбай бывшей Кульили Минской волости Беле­беевского уезда Оренбургской губернии (ныне - Миякинский район Башкортостана) в семье зажиточного вотчинника, потом­ственного муллы Камалетдина. Согласно родовым традициям, Мифтахетдин, несомненно, тоже должен был стать проповедником. И действительно, он учился религиозному делу -  вначале в своей деревне, потом в Стерлиба­шевском и Троицком медресе. Он в со­вершенстве овладел арабским и персидским языками, в Новых Каргалах обучился русской грамоте, изучил труды восточных энциклопедистов и миро­вых классиков. Знал наизусть Коран, но вместе с тем, принявший мысли Шигабутдина Марджани Мифтахетдин считал, что настоящий мулла, как и любой другой лидер должен быть носителем всех лучших человеческих качеств: справедливым, просвещенным и прогрессивным. 
 К зрелому возра­сту Мифтахетдин понимает, что их с отцом - фанатичным мул­лой, взгляды на жизнь разошлись окончательно, и уходит из дома. Это решительное поворотное событие в жизни стало одной из причин его обращения к совершенно ново­му в родной литературе жанру мактуб - стихотворному письму. Такие письма-мактубы, хоть и·адресовались одному определенному человеку, но подразумевалось, что их содер­жание станет известно широким слоям общественности. Самым знаменитым письмом Мифтахетдина Акмуллы стало" Пись­мо к отцу". 
 Начались годы скитаний: юж­ный Урал, казахские степи.... Мифтахетдин читал перед наро­дом стихи, в которых безжалост­но обличал зло и невежество. "Правдивое слово поэта для од­ного - лекарство, для другого ­яд", - говорил он. Участвовал в поэтических соревнованиях-айтышах с башкирскими сэсэнами и казахскими акынами, в числе которых были Нургыш-акын и Мухаметсалим Уметбаев. Тут ему очень пригодились уроки слепого поэта и певца Шамсетдина Заки, полученные в Стерлибашевском медресе. 
 Мифтахетдин мог облачать свои мысли в любые поэтические жанры: мадхия – ода, марсия – элегия, насихат – назидание, газель, тулгау, шикаят – стенание, улен, кубаир, айтыш, рубаи, двустишие, но во всех своих произведениях больше опирался на простой разговорный язык, тем самым становясь не только понятным людям, и как бы призывая их в делах и помыслах следовать за собой. Поэтому неудивительно, что его произведения передавались из уст в уста, переписывались, а многие афоризмы вошли в обиходный народный язык.
 Во время странствий Мифта­хетдин Акмулла не ограничивал­ся одними лишь выступлениями перед народом, а неизменно заступал­ся за бедного человека, если тот становился жертвой произвола сильных мира сего. После одно­го из таких конфликтов, на этот раз с волостными управителями, Акмулла становится объектом ложного доноса, и в 1867 году его, без всякого следствия и суда, за­ключают в Троицкую тюрьму как беглого истяка-башкира, скрыва­ющегося от солдатской повинно­сти. Выпустили его из неволи лишь в 1872 году по поручительству казаха Иманбая Худайбергенова. Стихи, написанные в тюрьме, были изданы книгой в 1904 году. 
 ... И покатилась арба народного поэта дальше. Надо заметить, что она была необычная. В ней, в спе­циально обустроенных ящиках, Мифтахетдин возил все свое доб­ро: книги и учебники, рукописи, столярные инструменты. Оста­навливаясь в аулах, он, кроме общей просветительской работы, отдельно зани­мался обучением грамоте детей бедняков, а для собственного про­корма в пути и приобретения не­обходимой ему бумаги нанимался плотничать, класть и ремонтиро­вать печи, мастерить домашнюю мебель. Для него не существова­ло национальных различий, с лю­бым встречным он разговаривал на его родном языке и не уставал пропагандировать интерна­ционализм, гуманизм и культу­ру. Высокое звание Акмуллы, ко­торого удостоился Мифтахетдин, стало символом единства литера­тур тюркских народов: башкир, та­тар и казахов. 
 География странствий Акмул­лы обширна: зимой 1892 года он учительствовал в Темясово, а в следующем году уже оказался на территории нынешнего Уча­линского района. В 1894 году пу­ти-дороги приводят его в Уфу, где он знакомится с ученым и редактором журнала "Шура" Ризой Фахретдиновым. 
 Неустанная самоотверженная просветительская деятельность Ак­муллы все больше раздражает и тревожит местных баев и фанатич­ных мулл. Его демократические, во многом революционные для того времени суждения закладывали в умы простых людей зерна сомнений относительно справедливости существующих в обществе отношений, основывающихся на социальном неравенстве, угнетении одних другими. Вместе с ростом числа приверженцев и последователей множились ряды и откровенных врагов Акмуллы, для которых его прогрес­сивные взгляды и сам он представ­ляли реальную опасность. В тот ве­чер, 8 октября 1895 года, Акмулла остановился на ночлег у деревни Сарыстан, неподалеку от Миасско­го завода. Он сидел на знаменитой своей телеге и при свете свечи чи­тал книгу, когда сзади к нему под­крались двое наемных убийц….  
Поэт упал, но свеча осталась гореть. Ее огонь стал путеводной звездой в окружающем мире для молодых поэтов - продолжате­лей дела добра и справедливос­ти. Под ее робким светом свои бессмертные произведения творили: Абай Кунанбаев и Габдулла Ту­кай, Мажит Гафури, Шаехзада Бабича, Даут Юлтый и другие. При жиз­ни поэта в 1892 году успела вый­ти всего одна его книга "Памяти Шигабутди­на Марджани". После революции стихи Мифтахетдина Акмуллы публиковались в Ленинграде, Казани, Уфе и Алма-Ате, входили в хрестоматии и учебники, изучались в вузах и училищах. 

07.12.2006г.

А.Н.

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Праздники
Праздники России
Алмаз Насретдинов   © 2024    Рафаэль Насыров
Бесплатный хостинг uCoz