Учение и ремесло – пара крыльев человека.
(К юбилею Мифтахетдина Акмуллы)
При более или менее тщательном изучении творческого наследия, оставляемого нам многими выдающимися творческими людьми, неизменно обнаруживается, что и сама жизнь этих писателей, поэтов, ученых и других деятелей заслуживает не меньшего внимания, осмысления и, в конце концов, некоей объективной героизации. Надо полагать, подобное сочетание неслучайно, только личные впечатления и переживания обеспечивают глубину, правдивость, искренность и четкость творческой мысли, указывают и выводят человека в авангард творческих устремлений и к великим открытиям. Такова жизнь и Мифтахетдина Камалетдинова – поэта-просветителя, прозванного за повсеместное распространение знаний Акмуллой. Продираясь на своей телеге-арбе, загруженной знаниями в учебниках и книгах, благовидными мыслями в рукописях, и делами, пока еще заключенными в нехитрых инструментах сквозь темные чащобы невежества, стяжательства и несправедливостей, он везде оставлял ростки прогрессивных начинаний в отношениях между людьми вообще и представителями разных слоев общества, верований, национальностей, поколений.
Родился Мифтахетдин Акмулла в декабре 1831 года в деревне Туксанбай бывшей Кульили Минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне - Миякинский район Башкортостана) в семье зажиточного вотчинника, потомственного муллы Камалетдина. Согласно родовым традициям, Мифтахетдин, несомненно, тоже должен был стать проповедником. И действительно, он учился религиозному делу - вначале в своей деревне, потом в Стерлибашевском и Троицком медресе. Он в совершенстве овладел арабским и персидским языками, в Новых Каргалах обучился русской грамоте, изучил труды восточных энциклопедистов и мировых классиков. Знал наизусть Коран, но вместе с тем, принявший мысли Шигабутдина Марджани Мифтахетдин считал, что настоящий мулла, как и любой другой лидер должен быть носителем всех лучших человеческих качеств: справедливым, просвещенным и прогрессивным.
К зрелому возрасту Мифтахетдин понимает, что их с отцом - фанатичным муллой, взгляды на жизнь разошлись окончательно, и уходит из дома. Это решительное поворотное событие в жизни стало одной из причин его обращения к совершенно новому в родной литературе жанру мактуб - стихотворному письму. Такие письма-мактубы, хоть и·адресовались одному определенному человеку, но подразумевалось, что их содержание станет известно широким слоям общественности. Самым знаменитым письмом Мифтахетдина Акмуллы стало" Письмо к отцу".
Начались годы скитаний: южный Урал, казахские степи.... Мифтахетдин читал перед народом стихи, в которых безжалостно обличал зло и невежество. "Правдивое слово поэта для одного - лекарство, для другого яд", - говорил он. Участвовал в поэтических соревнованиях-айтышах с башкирскими сэсэнами и казахскими акынами, в числе которых были Нургыш-акын и Мухаметсалим Уметбаев. Тут ему очень пригодились уроки слепого поэта и певца Шамсетдина Заки, полученные в Стерлибашевском медресе.
Мифтахетдин мог облачать свои мысли в любые поэтические жанры: мадхия – ода, марсия – элегия, насихат – назидание, газель, тулгау, шикаят – стенание, улен, кубаир, айтыш, рубаи, двустишие, но во всех своих произведениях больше опирался на простой разговорный язык, тем самым становясь не только понятным людям, и как бы призывая их в делах и помыслах следовать за собой. Поэтому неудивительно, что его произведения передавались из уст в уста, переписывались, а многие афоризмы вошли в обиходный народный язык.
Во время странствий Мифтахетдин Акмулла не ограничивался одними лишь выступлениями перед народом, а неизменно заступался за бедного человека, если тот становился жертвой произвола сильных мира сего. После одного из таких конфликтов, на этот раз с волостными управителями, Акмулла становится объектом ложного доноса, и в 1867 году его, без всякого следствия и суда, заключают в Троицкую тюрьму как беглого истяка-башкира, скрывающегося от солдатской повинности. Выпустили его из неволи лишь в 1872 году по поручительству казаха Иманбая Худайбергенова. Стихи, написанные в тюрьме, были изданы книгой в 1904 году.
... И покатилась арба народного поэта дальше. Надо заметить, что она была необычная. В ней, в специально обустроенных ящиках, Мифтахетдин возил все свое добро: книги и учебники, рукописи, столярные инструменты. Останавливаясь в аулах, он, кроме общей просветительской работы, отдельно занимался обучением грамоте детей бедняков, а для собственного прокорма в пути и приобретения необходимой ему бумаги нанимался плотничать, класть и ремонтировать печи, мастерить домашнюю мебель. Для него не существовало национальных различий, с любым встречным он разговаривал на его родном языке и не уставал пропагандировать интернационализм, гуманизм и культуру. Высокое звание Акмуллы, которого удостоился Мифтахетдин, стало символом единства литератур тюркских народов: башкир, татар и казахов.
География странствий Акмуллы обширна: зимой 1892 года он учительствовал в Темясово, а в следующем году уже оказался на территории нынешнего Учалинского района. В 1894 году пути-дороги приводят его в Уфу, где он знакомится с ученым и редактором журнала "Шура" Ризой Фахретдиновым.
Неустанная самоотверженная просветительская деятельность Акмуллы все больше раздражает и тревожит местных баев и фанатичных мулл. Его демократические, во многом революционные для того времени суждения закладывали в умы простых людей зерна сомнений относительно справедливости существующих в обществе отношений, основывающихся на социальном неравенстве, угнетении одних другими. Вместе с ростом числа приверженцев и последователей множились ряды и откровенных врагов Акмуллы, для которых его прогрессивные взгляды и сам он представляли реальную опасность. В тот вечер, 8 октября 1895 года, Акмулла остановился на ночлег у деревни Сарыстан, неподалеку от Миасского завода. Он сидел на знаменитой своей телеге и при свете свечи читал книгу, когда сзади к нему подкрались двое наемных убийц….
Поэт упал, но свеча осталась гореть. Ее огонь стал путеводной звездой в окружающем мире для молодых поэтов - продолжателей дела добра и справедливости. Под ее робким светом свои бессмертные произведения творили: Абай Кунанбаев и Габдулла Тукай, Мажит Гафури, Шаехзада Бабича, Даут Юлтый и другие. При жизни поэта в 1892 году успела выйти всего одна его книга "Памяти Шигабутдина Марджани". После революции стихи Мифтахетдина Акмуллы публиковались в Ленинграде, Казани, Уфе и Алма-Ате, входили в хрестоматии и учебники, изучались в вузах и училищах.
07.12.2006г.
А.Н.
|