Савия Сираева
– гордость нашего района
Третий звонок. Запоздавшие зрители поспешно
рассаживаются по своим местам, гаснет свет и по залу разносятся волшебные звуки
народной мелодии. На сцену падают лучи софитов, выходят действующие лица,
завязывается сюжет и зрители погружаются в благоговейное молчание, без остатка
сосредоточившись на происходящем. Но ненадолго. Стоит появиться из-за кулис многим
с детства знакомой фигурке, как весь зал буквально взрывается аплодисментами. С
этого момента на сцене царит Савия Сираева.
Некоторые сравнивают ее со звездой американского
кино Вупи Голдберг, находя схожие моменты в жестах, сценических позах, мимике.
Сравнение, что ни говори лестное, но без кое-какого уточнения здесь, все таки
не обойтись – не Савия апа похожа на свою звездную коллегу, а совсем даже
наоборот. Нет в тюркоязычной России и даже за ее пределами человека, знающего
Савию Сираеву и который бы не восхищался ее талантом комедийной актрисы. Никого
не оставляют равнодушным ее блестяще сыгранные роли – одна лишь свекровь из
одноименной пьесы чего стоит.
Родилась Савия в деревне Старый Исай Нуримановского
района БАССР двенадцатым ребенком в семье Гыймадислама и Гульямал Сираевых.
Детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, когда большинство
трудоспособного мужского населения, в том числе и четыре старших брата Савии
ушли на фронт, и вся тяжесть колхозных работ легла на плечи женщин и детей.
Отца, инвалида германской и финской войн на фронт не взяли. Он, по мере своих
сил старался облегчить тяжелое положение многодетной семьи: вместе со всеми
работал в колхозе, трудился на своей пасеке, ходил на охоту.
Невзирая на трудную пору, Савия окончила восемь
классов Старокулевской школы, после чего сумела без конкурса поступить в театральное училище. Незаурядные
артистические способности ярко проявлялись у нее уже тогда, позволив одолеть
4-годичные курсы актерского мастерства, как говорится сейчас – экстерном, за
три года. Преподавателями Савии Сираевой были прославленные: Х.Г.Бухарский,
В.Г.Галимов, Шариф Биккул, народный артист Рим Сыртланов, балетмейстер
Башкирского театра оперы и балета Аюканов.
Свою артистическую деятельность Сираева начала в
шестидесятых годах в Салаватском государственном театре в амплуа драматической
актрисы. С Ансамблем песни и пляски Башгосфилармонии участвовала в декаде
Башкирской культуры и искусства в Москве, удостоилась Почетной грамоты Совмина
СССР. Долгое время играла в Академическом театре им. Мажита Гафури под
руководством Н.В.Асанбаева, объездила с гастролями весь Советский Союз, заняв
по итогам театрального сезона 1-е место со спектаклем «Свекровь», телеверсия
которого пользуется популярностью по сию пору.
В 1989 году Савия Сираева вместе с двенадцатью
другими артистами перешла в ТЮЗ, а в 1993-ем – в Уфимский государственный татарский
театр «Нур» с главным режиссером Б.Н.Ибрагимовым с большим успехом прошли
гастроли в Башкортостане и Татарстане, фестиваль в г. Салавате.
За годы беззаветного служения сцене Савия Сираева
удостоилась званий: «Заслуженная артистка БАССР», «Народная артистка Республики
Башкортостан и Республики Татарстан», знака «За отличие в культуре Министерства
культуры Российской Федерации», бесчисленного множества почетных грамот. Она
является ветераном труда.
Сколько всяких событий, тысяч километров дорог,
творческих и личных раздумий, встреч с великими людьми, комедий и драм сокрыто
за этими сухими цифрами и казенными названиями…. Представить их нельзя, можно
только переживать, как делает это Савия-апа Гыймадисламовна день за днем, шаг
за шагом, легко или ценой неимоверных усилий продвигаясь по своему жизненному
пути. Да, человеческое участие стоит дорого, но и оно ни к чему, если сам не
проявляешь стремления к совершенствованию данных природой талантов. Только
беспрестанные творческие искания и труд одарили Савию Сираеву всенародными
признанием и любовью.
- Зритель приходит смотреть именно на игру Савии
Сираевой, - говорит Абулхаир Касымович Сафиуллин, главный режиссер театра «Нур». - Стоит только ей появиться на сцене как зал,
не в силах сдержать эмоции, взрывается аплодисментами и тут же замолкает в
ожидании ее первой реплики, чтобы перебить ее новой порцией, еще более шумных
рукоплесканий и благодарных выкриков. И потом, когда артисты выходят на поклон,
Сираевой стоя рукоплещет весь зал. Сираева – это визитная карточка нашего сегодняшнего
театра, основной ее смысл. Не я один, все мы поражаемся ее активности,
трудоспособности. Поражаемся и… заражаемся желанием работать и творить.
- Мы, актеры, находимся в состоянии постоянного
поиска роли и режиссера, поэтому падки на выгодные предложения, - говорит сама
актриса. – В «Нуре» я работаю много лет, значит, меня устраивают и репертуар, и
режиссер, и коллеги.
Часто спрашивают: Вы выбрали жанр юмора, или он
выбрал Вас? В каждом человеке есть свои индивидуальные качества. Я оказалась
одарена чувством юмора, даже с избытком (смеется). Сейчас, по прошествии лет,
могу уверенно сказать, что именно юмор помогал мне жить, как бы тяжело иногда не
было. Считаю, юмор одним из самых нужных для человека качеств и благодарю бога
за него. Вдобавок мне повезло еще и тем, что юмор пригодился и в моей
профессиональной деятельности, стал ее основной составляющей.
С самого начала своей артистической карьеры мне
приходилось работать с поистине великими представителями литературы, поэзии, драматургии
и сцены, перед которыми я преклонялась всю жизнь. Нынешнее поколение молодых
актеров, с точки зрения профессиональной подготовки, скорее превосходят нас
тогдашних, но этого не всегда оказывается достаточно, необходима еще постоянная
полная самоотдача, жертвенность, нужно болеть театром. Большинство молодых
артистов ходят в театр на работу, а не жить, как мы когда то. Ценности,
конечно, поменялись и это неизбежно накладывает свой отпечаток и на нашу
работу. Везде трудно, не только артистам театра. С болью в сердце следила за
тем, как в моем родном Нуримане, один за другим разваливались некогда
могущественные колхозы, многие люди оставались без работы, а значит и без
средств к существованию.
Связи с родиной не теряю: часто бываю в родном
районе, сотрудничаю с РДК в Красной Горке и руководством района. Самые теплые
отношения сложились с поэтессой Халисой Сагитовной Мударисовой. А в Старом Исае
живет со своей семьей мой родной брат Рашит. Что касается моей собственной
семьи, то я мать двоих сыновей и трижды бабушка. Один из сыновей живет в Уфе и
занимается коммерцией, а другой, до недавнего времени жил в Латвии, сейчас
обосновался в Москве. Как видите, ничто человеческое нам не чуждо, всего
хватает, только унывать мы не привыкли, оптимизма не теряли никогда и вам того
же советуем.
Веду насыщенную, богатую на события и встречи с
признанными, знаменитыми и по настоящему хорошими людьми жизнь, стараюсь не
сидеть без дела. Уже десять лет работаю на радио «Шарк», веду там блок сатиры и
юмора. Здесь, в театре «Нур» участвую во многих постановках: в драмах
«Колдунья» Мансура Гиляжева и «Вечернее застолье» Мустая Карима, «Молодые
сердца» Фатхи Бурнаша, в комедии Инги
Бикбулатовой «Черно-белые чудеса» и в других. Спектакли все интересные и
содержательные, а главное нравятся зрителю, зал полон всегда. Радует, что
появляются новые самобытные авторы и становятся в один ряд с моими любимыми и
именитыми, такими как Ангам Атнабаев, Назар Наджми, Ибрагим Абдуллин, Тажи
Гиззат, Хай Вахит, Туфан Миннуллин и другие. Кроме татарских и башкирских
писателей мне посчастливилось играть и в спектаклях, поставленных по
произведениям Островского и Чехова. Очень хотелось сыграть по Максиму Горькому,
но, к сожалению так и не пришлось.
Молодое поколение артистов театра в полном восторге
от своей знаменитой коллеги, причем не только от ее профессиональных, но в не меньшей степени и
личных качеств. Рустам Галиев на одной сцене с Савией Сираевой работает пять
лет:
- Савия-апа такой щедрости и широты душевной
человек, что просто диву даешься. Годы работы с ней – это продолжение моих
университетов, она наш наставник, всему научит, вытащит из любой
затруднительной ситуации на сцене. Ее энергии хватает на всех нас, в ее
компании невозможно долго оставаться без настроения.
Ирина Ганеева же отказалась говорить, заявив, что,
сколько не говори про Савию Сираеву, все будет мало.
Ну что ж, определение вполне подходящее для примы.
- За главными ролями никогда не гонялась,
соглашалась на любое предложение. В какой-то степени, маленькая эпизодическая
роль становится для меня даже более интересной и дорогой по творческим
переживаниям, чем иная главная. На сцене всегда стараюсь выразиться максимально,
вне зависимости от того, состоит моя роль из одного единственного выхода, одной
реплики и даже слова, или занимает весь спектакль. Безумно люблю свою
профессию, дороже ею, горжусь и готова служить ей без остатка. Театр отвечает
мне тем же. Я благодарна судьбе, что она свела нас вместе. Привет, моему
Нуримановскому району! Приезжайте в наш театр, отдыхайте, развлекайтесь.
Встретимся на спектакле.
Она все та же, какой мы привыкли видеть ее всегда.
Образы, создаваемые на сцене Савией Сираевой одни из самых замечательных, ярких
и запоминающихся. Звезд такой величины, едва ли наберется полсотни на весь мир,
таких, которые стали символами своего времени и своих народов, их гордостью.
Вот такая она – наша землячка Савия Сираева!
31.12.2003г.
А.Н.