У Сарвы своя история
Подготовить и провести праздник Шежере в Сарве оказалось непросто. Когда мы взялись готовить его, то выяснилось, что здесь почти нет коренных жителей, а большинство приехало сюда из различных городов и районов Башкирии и России.
Но, как говорят, дорогу осилит идущий. В результате кропотливой работы удалось восстановить главные вехи истории деревни - достаточно точную дату ее образования и имена первых поселенцев. Вопреки расхожему мнению Сарва была основана не спецпереселенцами в годы репрессий, а приезжими крестьянами в начале 20-х годов прошлого века. Они облюбовали красивую долину среди лесов, место слияния двух рек и озеро с кристально-чистой водой. Первыми здесь обосновались семьи Кашапа и Зулейхи Фахретдиновых, Галимуллы и Маскуды Галиакбаровых, Миндияра и Фатхии Хамидуллиных, Газея и Марфуги Шайхутдиновых. Они построили четыре дома, откуда и пошло первое название деревни Дуртойле. Часть нынешней Сарвы носит это название и по сей день.
Историю Сарвы нельзя представить вне связи с историей близлежащих поселков. В 1929-32 годах в наши края направляют репрессированных жителей Чишминского, Дюртюлинского, Чекмагушевского и других районов. Тогда и образовались населенные пункты Алекудра и Саула. Сюда же поселили ссыльных из Белоруссии и Украины.
В Саулу первыми прибыли семьи Хамзы Рахимова, Тимофея Денисова, Султанаевых, Муллагалеевых. Спецпоселок создавался руками самих же поселян. Раскорчевав лес и кустарник в округе, они создали пашни и луга, проложили дорогу, построили мосты, пруды, колодцы. Возвели бараки, ясли-сад, семилетнюю школу, клуб, больницу, мельницу, радиоузел.
А людей все везли и везли. Скоро поселок разросся до пятисот дворов. Расширилось и производство: кроме заготовки леса гнали деготь, выжигали уголь, изготовляли горшки, колеса для телег. Сарвинцы до сих пор помнят горшечных дел мастера Аверкеева, строителей мельницы Рыжова и Зеленина. Помнят доярку Евдокию Бреуз, участницу ВДНХ.
В числе первых прибывших репрессированных была годовалая Зухра Рахимова (в замужестве - Шайхутдинова). Малышку, вместе с раскулаченными, привезли на подводах в 30-ом году из Чишминского района. На празднике Шежере Зухра Хафизовна в течение часа рассказывала полную трагизма историю своей семьи и тех, с кем жила в те времена. Особенно тяжело им пришлось во время войны, когда на одного рабочего давали 300 граммов хлеба, а членам семьи не полагалось ничего. Спаслись, употребляя в пищу всевозможную растительность.
В школе Зухра училась хорошо, сейчас помнит своих учителей. Директором школы в Сауле тогда был Аркадий Михайлович Мусин, который ушел на фронт и не вернулся. Во время войны школой руководила Мария Дмитриевна Николайчук, вместе с ней учительствовали Нина Федоровна Нестерова, Порфирий Степанович Антипин. Зухра Хафизовна помнит тот день и час, когда прямо на урок П.С.Антипину принесли повестку на фронт. Девочка тогда отвечала у доски, а учитель пошутил: "Садись Зухра, вернусь с войны - спрошу тебя".
В первый послевоенный год Саула перестала быть спецпоселком, ее жители получили возможность свободно перемещаться и выбирать место жительства. И многие избрали Сарву. Так же поступила и семья Рахимовых. Позже Зухра вышла здесь замуж за Хазиахмета Шайхутдинова, с которым они прожили прекрасную жизнь и воспитали семерых детей.
В последующем в Сарву переехали многие семьи из Алекудры, Куранчи, Тереклы, Усаклы, Маркелово. Основным занятием людей была заготовка и переработка древесины. Сарвинский леспромхоз развивался, его коллектив поставил стране миллионы кубометров древесины и пиломатериалов. Со временем леспромхоз из комбината "Башлес" передали в министерство топливной промышленности. В конце 80-х годов здесь был кооператив, позже - лесозаготовительное управление объединения "Башнефть".
Сейчас в Сарве действует лесничество Нуримановского лесхоза, заготовкой леса занимаются несколько частных лиц.
В подготовке и проведении праздника Шежере приняли активное участие Миргаяз Мирсаитович Гайсин и Талгат Фатхинурович Фахретдинов, выходцы из Куранчи. Петр Васильевич Брекоткин из Тереклов. Из рассказа последнего из этих ветеранов мы узнали, что Терекла была основана в свое время приезжими крестьянами из Вятской губернии. Они выкупили здешние земли у лесопромышленника Морозова и обосновались на долгие годы. Вот такая была история деревни Сарва. Праздник Шежере и подобные мероприятия проводятся с главной целью – чтобы молодежь знала историю своего рода, села, народа. Сейчас в Сарве действует лесничество Нуримановского лесхоза, заготовкой леса занимаются несколько частных лиц. В подготовке и проведении праздника Шежере приняли активное участие Миргаяз Мирсаитович Гайсин и Талгат Фатхинурович Фахретдинов, выходцы из Куранчи, Петр Васильевич Брекоткин из Тереклов. Из рассказа последнего из этих ветеранов мы узнали, что Терекла была основана в свое время приезжими крестьянами из Вятской губернии. Они выкупили здешние земли у лесопромышленника Морозова и обосновались на долгие годы.
Вот такая была история деревни Сарва. Праздник Шежере и подобные мероприятия про ВОдятся с главной целью чтобы молодежь знала историю своего рода, села, народа.
Ф.Варина, библиотекарь
КК № 78 от 111007