Неофициальный сайт села Байгильдино Нуримановского района Республики Башкортостан

Точное время
Меню сайта
Погода
Счетчик


...


 

Прошлое и настоящее деревни Саргаяз

16 января 2007 года

Официальный свой путь деревня Саргаяз начала в 1924 году, в период вольностей НЭПа, когда вконец обнищавшее, пе­режившее голодомор 1921 года крестьянство спешило воспользоваться предоставленными молодым советским государством свободой в землепользовании, производстве и торговле.

Между населенными пунктами в поисках наиболее выгодных рынков сбыта сновали загруженные различными товарами по­возки, во многих селах открывались базары и ларьки. Жизнь улучшалась. Постепенно возникал дефицит природного сырья. Древесина шла на строительство, отопление и изготовление предметов бы­та. Огромным спросом пользовалось липовое лы­ко, вязанием которого сельское население зани­малось вплоть до 80-х го­дов прошедшего века.

Кроме этого, приносил доход сбор съедобных и лечебных растений, бортничество, охота. Многие стали перебираться ближе к лесам, образовывая отдельные хутора и целые деревни. Горно-лесистая местность, где осели будущие саргаязовцы и кушкулевцы, как нельзя лучше подходила тогдашним переселенцам. Немаловажную роль при выборе участка под закладку новых деревень сыграла, конечно, также относительная близость железнодорожной станции Тавтиманово с ее крупным базаром.

Как рассказывает Лукманова (Фагамуллина) Закия Ахматгалиевна, вязанием лыка обычно занималась вся семья. Не связала требуемое родителями количество - не идешь играть или гулять. Чтобы соседи не видели, что на­казанные дети засиделись за лыком допоздна, плот­но занавешивали окна, иначе засмеют, будут обзывать бездельниками. На спину поднимали до 400 связок и несли на тавтимановский базар - там при­нимали по 40 рублей за связку. К вечеру, отоварившиеся саргаязовцы, до­вольные спешили домой, нагруженные необходимыми в хозяйстве промышленными товарами и пожевывая корочку знаменитого кашинского хлеба. Лыко можно было везти и до самого Иглино или Уфы, где можно было выручить уже до 45 рублей. Некоторые так и делали, а другие сдавали его местным перекупщикам, довольствуясь 25 рублями, ­ зато нет риска встретиться с лихими людьми, которых в те годы тоже было нема­ло. Хвала и благодарность царице нуримановских лесов Липе, за то, что с по­мощью нее великое множество простых людей смогло пережить десятилетия лишений и голода.

Согласно устным преданиям основателем новой деревни стал некий Гаяз, прозванный "Сары" за цвет волос. Сары Гаяз - это сочетание прозвища с именем и стало названием деревни. Землю под новое поселение отмерили и выкупили, лес выкор­чевали своими силами. В числе первых были Халиловы Зайдулла и Габидулла, затем Ахметгали Фагамуллин, Исламгали Муха­медьяров, Хабулла Гибадуллин и др. Заселение Саргаяза не прекращалось до самой Великой Отечественной войны. Население прибывало, осо­бенно много за счет байгильдинцев и тенкашевцев. Отстроившись, обжившись, переселенцы обзаводились семьями, начали появляться пер­вые урожденные саргаязовцы.

К великому сожалению для народа экономичес­кая "оттепель" продлилась всего несколько лет: НЭП сменилась сталинской коллективизацией. Первый колхоз имени Каширина, объединивший деревни Байгильдино, Ма­ло- и Больше Тенькашево, Кушкуль и Саргаяз, обра­зовался в 1929 году. К 1937 году, после ряда преобразований Кушкуль и Саргаяз составили отдельный колхоз "Папанин". Папанинский период до объединения, кстати против их воли в 1951 году с Байгильдинским "Ленин юлы" можно считать периодом расцве­та самостоятельного колхозного движения в двух деревнях. Под председательством Фаткуллы Гибадуллина до Великой Отечественной войны и после - Губайдуллы Хамидуллина папанинцы широко развернулись как на традиционных полях сельхозпроизводства, так и на новых, во многом экспериментальных в местных условиях. Посадили яблоневый сад, на двух гектарах раскинулись клубничные плантации, на овощном поле росли томаты, огурцы, лук и капуста. Рядом с Тирякле-кул (между Саргаязом и Кушкулем) устроили колхозную пасеку. Чтобы ближе было носить воду для полива, специально построили запруду - Яшелчэ буасы (Овощная). Продукция с плантаций и садов Саргаяза прославилась на всю республику, ее урождалось так много. что при­ходилось вывозить грузовиками. Сейчас от этих садов и плантаций не осталось ничего, только воспоминания и ... Яшелчэ буасы. В 1959 году, после объединения Байгильдинского и Укарлинского сельсовета, на территории 11 деревень возник огромный колхоз им. Карла Маркса. Остается только отметить, что укрупнение и централизация, в конечном итоге ни к чему хорошему не привели. Небольшие деревни вокруг центральной усадьбы Байгильдино ста­ли вдруг "отдаленными"; отдалена деревня - не близко и до ее жителей с их проблемами. например, со стародавних времен саргаязовцы страдали от бездорожья, а ведь от состояния дорог зависит очень многое.

Тот, кто хоть раз посетил Саргаяз, обязательно возвращается, чтобы заново пережить то особое состояние единения с при­родой, в котором здешние жители пребывают постоянно. Широкая зеленая улица, подступающие к самым огородам деревья, холмы, покрытые лесами. Как сделать так, чтобы сохранилась и эта, почти нетронутая природная красота, а жителям стали до­ступны элементарные блага, хотя бы магазин? Для того, чтобы саргаязовцы перестали чувствовать себя "отдаленными" и нужно-то достроить 1-2 км дороги; не такая уж невыполнимая задача. 
  (А.Н.)
Поиск
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Праздники
Праздники России
Алмаз Насретдинов   © 2019    Рафаэль Насыров
Бесплатный хостинг uCoz